М.Г.Назарова, искусствовед
Обращение к классическому наследию – важнейшая историческая традиция. Одна из особенностей заключается в узнаваемости культурных кодов, в повторяющемся переживании знакомых образов и смыслов.
Остановлюсь на конкретных примерах зрелищных сооружений с заново воссозданными интерьерами в культурных центрах страны: Самаре, Перми (кстати реальный отзыв по ссылке), научно-производственном центре Подмосковья Дубне. Эти примеры выбраны неслучайно. Их объединяет общая задача по воссозданию парадно-театрального пространства, рассчитанного на репрезентацию истории и культуры.
Занавес в Перми
Новый сценический занавес для дворца культуры им. Солдатова в Перми – образец продуманного обращения к классическому наследию ХХ века. Достаточно больших (зеркало сцены 8х11 метров) размеров он хорошо подчеркивает особенности недавно отреставрированного интерьера (проект здания 1933-1937 годов, реконструкция –2018 года). Продуманные четкие вертикальные пропорции кроя занавеса добавляют строгости и элегантности классики. Выполненный из трехцветного бархата с использованием сложной авторской техники аппликации, он включает роспись по натуральному шелку.
Дополнительный светоотражающий эффект создают глиттерные красители, в том числе использование золотого красителя с эффектом объема, и авторская технология инкрустации. Инкрустация кристаллами Swarovski с использованием новых современных способов закрепления стразов разработана в мастерской. Интарсия используется как один из наиболее зрелищных и эффектных приемов создания отражающей поверхности.
Многослойный арлекин в верхней части и живописный бордюр в нижней части занавеса ассоциируются с традиционной структурой театральных драпировок, чаще других используемых в интерьерах театров 19 – 20 веков. Однако богатое ручное исполнение выигрышно отличает эту монументальную работу от многих предшествующих примеров. Общая длина бордюра впечатляет, почти 30 метров. Это виртуозно выполненная ручная работа. За внешней простотой оформления занавеса скрывается ясное и точное понимание основной сути того, что мы называем классикой. Эффект «строго стиля» заключен в пропорциональности и соразмеренности.
Занавес в Самаре
Занавес для дворца культуры «Октябрь» в Самаре (реконструирован в 2019 году) решен в насыщенной изумрудной гамме. Его цветовое решение продиктовано использованием отделки под малахит в парадных интерьерах дворца.
Несмотря на то, что это был типовой проект 1953 года, здание дворца обладает всеми достоинствами классической архитектуры. Относительно небольшое зеркало сцены определило подход к проектированию занавеса наподобие полога с большой глубиной складок и ручной росписью бордюра. Это подчеркивает камерность пространства, не лишая его парадности и эффектности театральных подмостков.
Наукоград Дубна
Реконструкция интерьеров дворца культуры «Мир» в подмосковном наукограде Дубна поставила перед художниками мастерской комплексную задачу. Необходимо было изготовить одежду сцены, занавес и шторы в ансамбле с оформлением малого зала дворца в целом. Производственные мощности мастерской позволяют выполнять любые объемы.
Главным акцентом здесь также стал занавес, шитый из нескольких оттенков бархата и украшенный аппликацией в технике росписи по шелку. Художественная роспись представляет собой вертикальные бордюры, что создает и подчеркивает стройный ритм, поддерживая всю структуру пространства малого зала дворца. Поэтому логично, что основным мотивом для росписи стали архитектурно-декоративные элементы ордерной архитектуры. При выполнении росписи также использованы красители с эффектом объема под сусальное золочение, что в целом, выигрышно сочетается в общим цветовым решением дизайна интерьера.
Заключение
Театральные сооружения относятся к ярким акцентам городской архитектуры, они формируют общественное пространство. Наряду с сохранением исторической среды и поддержанием функциональности на современном уровне, театральный занавес для такого пространства носит концептуальный характер. Он конструируется с добавленными новыми функциями, такими как способы крепления, объем, глубина запаха, многообразие функций движения – в стороны, вверх и т.д. Новые материалы и технологии позволяют акцентировать внимание на эффекте подлинности.