Статьи

Опыт синтеза этнографической и театральной символики в художественном изображении занавеса.

Современные городские и поселковые Дворцы Культуры (Дома Культуры, ДК) в северных районах России -достаточно уникальное и сложное явление. Возникшие в недрах социалистической культуры, они не исчезли в период реформ, т.е. активного развития нефтегазового Севера и так или иначе устояли до настоящего времени. Материальная сторона существования ДК — это отдельный серьезный вопрос, выходящий за рамки статьи. Но есть и духовное основание феномена ДК. Заложено оно, по-видимому, в стремлении человека к художественному самовыражению. Не любой человек способен сделать этот дар своим ремеслом, однако эта потребность в людях неистребима и часто остаётся таковой на протяжении всей жизни. Действительно, творчество — есть загадочный и сугубо личностный способ постижения истины. Однако, человек ещё и существо социальное. Поэтому особенностью художественной формы поиска и выражения, присущей целому народу, является коллективность как творческий контакт. Организаторами работы Дворцов являются люди разных профессий, но чаще всего, абсолютно универсальные по характеру. Они способны быть и психологами, и педагогами, и юристами, и менеджерами, и администраторами одновременно. Режиссёры-постановщики театральных зрелищ, при наличии выше перечисленных качеств, обладают ещё и суммой профессиональных знаний и навыков. Сцена в многофункциональном ДК становится сердцем культурной и публичной жизни города или посёлка. От того, как будет выглядеть это «сердце культуры», зависит формирование эстетических вкусов горожан. Хотя их устремлённость к гармоничной целостности неосознанна, но органично формируется в процессе созерцания. В результате физического пребывания в сердце, синтезированной мастерством архитектора, художника и сценографа, у зрителя возникает устойчивое представление о красоте и гармоничности окружающего пространства. Занавес на сцене становится зерном синтеза интерьера зрительного зала и сценическим пространством, основой эстетической целостности. Стремление художника, создающего занавес, понять существующие в ДК и зале задачи, как практического, так и эстетического порядка, привело к определённой специфике художественных проектов на севере России. Характерные типы образов сложились в так называемую «северную и национальную тематику», включая в себя солнечную символику колорита, композицию образов света, небес, северных сияний. Образных решений северных свечений солнца у художника множество. Это может быть холодное светило, лучи которого дробятся в ледяных глыбах. А может быть огненный шар, окрасивший весь мир своими красками. Северное сияние многообразно в своей монументальной живописности. Традиционно — это яркие всполохи в тёмных небесах. А могут быть тающие искры, отражённые в ледяных осколках, или ненецкий орнамент «Северное сияние», декорирующий занавес.

фрагмент занавеса
фрагмент
антрактно-раздвижного занавеса Конгресс-центра, Салехард

Язык росписи может быть далёк от предметной изобразительности, но при этом точно выражать синтезированную идею культурного объекта. Для занавесов северных сцен характерно использование национальной темы в художественной росписи. Требования к этой тематике меняются со временем. Около двадцати лет назад была популярна тема «Русь», и в неё гармонично вплеталась главная северная тема — тема традиционного ненецкого орнамента. Сейчас укрепилась тенденция к отражению коренных национальных особенностей. Дух языческого единства с природой, присущий ненцам-охотникам и рыболовам, воплощён с помощью характерных орнаментов: оленьи рога, заячьи уши и т.п. -опоясывающих заснеженные чумы. Северный пейзаж на языке монументальной сценической росписи приобрёл свойства глубины времени, картины мира. В кронах деревьев прячутся солнце и луна, облака и птицы, превращая их в небеса. Рыбы превращаются в птиц, птицы в лучи солнца и музыку. Таким образом художественная роспись выражает гармонию природы, культуры и деятельности народов Севера, их национальное мировоззрение.

суперзанавес, Конгресс-центр, Салехард
подъемно-опускной занавес, суперзанавес, Конгресс-центр, Салехард

Сцена ДК используется в разных назначениях, поэтому одежда сцены многоплановых культурных объектов носит универсальный характер. Так сценический задник является фоном и для официальных мероприятий, и для спектаклей, концертов и даже цирковых представлений. Традиционная «Французская» штора, применяющаяся как многофункциональный задник, уже давно не соответствует современной сценографии. В условиях сцены, а не окна, такая драпировка не масштабна при любом пропорциональном ритме. Она зрительно уменьшает глубину сцены, делая её более плоской. Тем самым нарушаются законы зрительной иллюзии сценической коробки. Художники нашей мастерской разработали свой стиль задника. Мы используем древнейший приём росписи-обманки, известный со времён эллинизма, сочетая роспись как иллюзорную игру между рисованной и драпированной складкой. При трансформации задника на штанкете, он становится однородно фоновым, пряча роспись в складки и за кулисы. Таким образом выполняет несколько функций на сцене.

задник, детская школа искусств, Салехард
задник, детская школа искусств, Салехард


Фантазия художника неисчерпаема при решении сцен детских объектов. Занавес школы искусств в Тарко-Сале производит необъяснимо трогательное впечатление, как мир, увиденный глазами ребёнка. Силуэты юной скрипачки, аллегорические скульптуры муз, детали музыкальных инструментов, встроенные в пейзажи северного города, создают образ вдохновенного творчества и музыки, льющейся с небес, и тогда счастье и жизнь становятся одним и тем же.

 детская музыкальная школа, Тарко-Сале
антрактно-раздвижной занавес, детская музыкальная школа, Тарко-Сале

Для нас одинаково важны объекты разных уровней: поселковые, районные, крупные ведомственные или муниципальные театры и ДК. Однако очевидно, что в небольшом городе или райцентре ДК часто оказывается тем единственным местом, где человек чувствует душевный комфорт, впитывая особую энергетику творческого созидания. Горожане ходят во Дворец часто целыми семьями на протяжении поколений. Если учесть, что большая часть населения страны живёт в малых городах и сёлах, то получается, что современный ДК, формирует эстетическую целостность и укрепляет в этом аспекте единство государства. Искусствовед «Мастерской театрального занавеса» Плотникова Лидия Васильевна

Эта статья опубликована в сборнике «Культура Ямала», 2019, №3 , стр. 35